Рекомендации

по подготовке ребёнка 

к посещению детского сада.

 

  Уважаемые родители!

     Если вы готовитесь оформить своего ребёнка в детский сад, то следующие рекомендации будут для вас интересными и полезными:

     1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспользоваться ими при расставании с родителями. Легче и быстрей привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

     2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад; зачем туда ходят дети; почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в детский сад.

   Например:

   «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду всё приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты всё можешь рассмотреть и потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно, и я очень хочу, чтобы ты пошёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного за день, а я расскажу тебе, что было у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, подготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и правила детского сада».

    3.   Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в  присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

    4.   Расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, тем чаще будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребёнок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

     5.  Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: я хочу пить, и Наталья Игоревна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придётся подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребёнком дома. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которым вам тоже придётся говорить, просит пить. Хорошо, если ребёнок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте эти игры.

    6.  Приготовьте с ребёнком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребёнка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки, книжки с картинками. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другими детьми.

   7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки.

   8. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Спрашивайте дома своего ребёнка о Лене, Саше, Свете. Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

    9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателем, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

   10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

    11. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

      12.  В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя всё получится».

      13.  Разработайте с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

       14. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

       15. Если через месяц ваш ребёнок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

 

Желаем Вам успешной адаптации!

Заведующая детского сада

Марина Вячеславовна

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 


Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нор­мального развития малыша и в дальнейшем его успешно­го обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему их маленький школьник безграмотно пишет; пропускает буквы при пись­ме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие усердно занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ма­лыш умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?

Опыт работы  показал, что взаи­модействие детского сада и семьи - необходимое усло­вие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласо­ванно.

Однако подобное взаимодействие не возникает сра­зу, ему предшествует целенаправленная работа педаго­гов, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Участие семьи в речевом развитии начинается с мо­мента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значи­ма; часто все усилия педагогов без их помощи будут не­достаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на фор­мирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

Следует реально оценить состояние здоровья ре­бенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного
мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

Если родителей что-то беспокоит в речевом разви­тии ребенка, не надо бояться обращаться за консультаци­ей к специалистам.

В нашей стране обследование малыша специалиста­ми-логопедами проводится, в основном, когда ему испол­няется 5 лет, а то и непосредственно перед самой шко­лой. Этому есть свое объяснение. Известно, что станов­ление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практи­чески никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тре­вогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), спе­циалисты принимаются за дело. Это нельзя признать пра­вильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему раз­ностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологичес­ких).

Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором ос­воение письменной формы является лишь составной час­тью. Чтение и письмо - нелегкие навыки, которые требу­ют от ребенка определенного развития, в том числе и
речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой - не
самоцель, это определенный этап речевого развития, ко­торому должна предшествовать серьезная работа.

Необходимо весьма осторожно относиться к ранне­му введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в
стадии формирования, то не стоит усугублять его пробле­мы приобщением к другой языковой системе. Почему?
  Практически все языки по некоторым своим характерис­тикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) сторо­ны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроиз­ношения. Вот тут и начинаются трудности.

Так, в английском языке есть межзубные звуки, кото­рых нет в русском языке. Более того, межзубное произ­ношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), тре­бующим значительной работы по его исправлению.

Эти и многие другие моменты учтены авторами про­граммы «Из детства в отрочество». В разделе «Развитие речи» заложен большой объем задач, реализация кото­рых, как уже говорилось, происходит в процессе взаимо­действия педагогов и родителей.

Но вернемся к нашим малышам. Словарный запас ре­бенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою оче­редь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жиз­ни появляется интерес к звучащему слову, что также су­щественно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ас­социациях, основанных на прежнем личном опыте. Благо­даря этому они понимают и рассказ, не сопровождающий­ся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних собы­тиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.

На занятиях и в повседневном общении с детьми, ре­шая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушками-животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет - замерз, ку­шать хочет, испугался; радуется - подарили куклу, при­гласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать уме­ние высказывать элементарные суждения. Здесь суще­ственную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и на­звания предметов, приобретали в сознании малыша обоб­щенное значение.

Узнавание действий на картинке - одно из проявле­ний способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у ра­ковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием форми­рования наглядно-образного мышления. Поэтому на заня­тиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на кото­рые они должны мысленно представить всю цепь дей­ствий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.

Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существи­тельных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничива­ются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени из­меняют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей, как сказано выше, состоит преимущественно из простых повествова­тельных предложений, но нередки и восклицательные.

Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого воз­раста произносят верно (за исключением свистящих, ши­пящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовер­шенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно у малы­ша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.

Но именно этот возрастной период наиболее благо­приятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

В группе раннего возраста 1 -2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизно-шения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ос­лик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (напри­мер: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длитель­ность таких упражнений 3-6 минут.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, от­четливо и ясно выговаривать слова, правильно пользо­ваться голосовым аппаратом (менять громкость и ско­рость речи, применять интонационные средства вырази­тельности), надо прежде всего научить их слышать и слу­шать речь окружающих, то есть развивать слуховое вос­приятие. Иными словами, умение слышать и дифферен­цировать различные звуки, различать громкость и ско­рость их произнесения.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесен­ность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Макару, остановился за его стулом и гово­рит: «Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква». Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)

  Большая часть заданий по воспитанию звуковой куль­туры речи посвящена уточнению и закреплению правиль­ного произношения звуков.

Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определен­ным образом (звук «У» - гудит паровоз, «И-И» - ржет ло­шадка, «Тук-тук-тук» - стучит молоточек, «Га-га-га» - кри­чит гусь и т. д.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуще­ствляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократ­но повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чистоговорка: «Са-са-са - у Оли коса».

Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще не­достаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосо­четания или слова с различной скоростью (быстро, мед­ленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное про­изнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка от­носительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и дли­тельное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух глас­ных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при за­учивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психичес­кого развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.

Диагностика понимания речи проводится у детей в возрасте двух лет.


Ребенок должен понимать короткие рассказы взрос­лого без показа картинки, если речь идет о событиях, зна­комых малышу по собственному опыту.

Методика выявления: создается специально подготов­ленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими двумя-тремя детьми. Взрослый передает сначала первую часть рассказа, после чего задает первые два вопроса, за­тем продолжает рассказ и задает следующие два вопро­са. Поведение ребенка - он должен отвечать на вопросы взрослого.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЛАДЕНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧЬЮ

Поведение ребенка - общается со взрослым посред­ством речи из двух- и трехсловных предложений.

В два с половиной года ребенок должен говорить предложениями, состоящими более чем из трех слов.

Методика выявления - естественная ситуация. Взрос­лый непринужденно беседует с ребенком на любую близ­кую ему тему.

Поведение ребенка - в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение, задает вопросы: «Где?» или «Когда?»

При общении со взрослым двухлетний ребенок пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления - естественная ситуация (во время игры, режимных процессов, в ситуации общения со взрослым).

Трехлетний ребенок начинает употреблять сложные предложения.

Методика выявления - естественная ситуация.

Поведение ребенка - хотя бы раз употребляет в своей речи придаточное предложение, задает вопросы: «Поче­му?», «Когда?».

 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© marina-mpoppins2011

Конструктор сайтов - uCoz